• БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Использование ИКТ в организации работы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. Использование ИКТ – это составляющая методической культуры современного педагога.

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой работы по разным направлениям:

ü диагностическая;

ü профилактическая;

ü коррекционно-развивающая;

ü консультативная;

ü методическая.

  1. 1.Диагностика

Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим.

С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.

Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.

В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)

2. Психологическое просвещение и консультирование

Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видео-слайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. В моем банке презентаций накоплены разработки родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций.

Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.

3. Коррекционная и развивающая работа

Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе.

Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют разработать демонстрационные и обучающие презентации. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать.

Для последовательного восприятия детьми программного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Цель использования таких презентаций направлена на:

- развитие у детей наглядно-образного мышления - возможность демонстрации наглядного материала с увеличением фрагментов картин.  

- развитие внимания, наблюдательности - составление картины из фрагментов.

- развитие словесно-логического мышления - узнавание и подбор схем.

-формирование навыков анализа и синтеза - восстановление порядка последовательности.

-формирование навыков самоконтроля - разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.

-формирование познавательной мотивации - включение в презентацию анимированного персонажа, который ведет занятие.

Использование компьютерных программ обучающего и развивающего характера способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

4. Организационно-методическая работа

В организационно- методическую работу школьного входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, и т.п.

Использование информационных технологий помогает организовать на высоком уровне сбор, хранение, обработку и накопление информации о личностных характеристиках учащихся с целью отслеживания психологического развития личности и отработки коррекционных программ, которые составляются по результатам диагностики.

С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную библиотеку, которая включает в себя: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога при подготовке и проведении психодиагностики, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работы среди всех участников образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Использование ИКТ, в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к коррекционно-развивающим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка

  1. Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития педагога.

Материалы, представленные на страницах сайта, созданы авторами сайта, размещены пользователями или взяты из открытых источников и представлены для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.  Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна. 

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся размещенных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, опубликовавшие материал на сайте. Если Вы обнаружили публикацию, размещенную с нарушением авторского права, сообщите о ней администрации сайта используя форму обратной связи.  Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. 



Please publish modules in offcanvas position.