• БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по УМК А.А.Плешакова, Н. И. Сонина

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по «Природоведению» для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по природоведению, в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательного учреждения Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302): УМК: Н.И. Сонина

Функции программы:

  • Информационно-методическая: позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета природоведения;
  • Организационно-планирующая: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточных аттестаций учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа по природоведению включает шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы и средств обучения, календарно-тематическое планирование уроков

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Всего 68 часов

 

Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

ü  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

ü  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

ü  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

ü  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

ü  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел

Количество часов

Количество практических работ

1

Как человек изучает природу

4

1

2

Многообразие тел, веществ и явлений природы

9

2

3

Планета Земля

18

7

4

Жизнь на Земле

14

5

5

Человек на Земле.

4

 

6

Здоровье человека и безопасность жизни

15

6

 

Всего

68

 

 

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Изучение природы (3часа)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:
  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
  1. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
Многообразие тел, веществ и явлений природы (8 часов)
Вселенная.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

Демонстрации:
  • Карта звездного неба.
  • Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Практические работы:

  1. Работа с картой звездного неба
  2. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата )
Планета Земля (19 часов)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.      

Демонстрации:
  • Глобус.
  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
  • Опыты, демонстрирующие горение веществ.
  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практические работы:

4.  Описание и сравнение признаков 2- веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

5.  Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

6. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

7.   Исследование 1-го физического явления (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.)

8.  Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

9. Конструирование простейших измерительных приборов.

10.  Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей)

Жизнь на Земле (18 часов)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:
  1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
  2. Рассматривание ископаемых остатков организмов.
  3. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха
  4. Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в водной среде
  5. Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в почвенной средам

Человек на Земле.( 4 часа)

Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Здоровье человека и безопасность жизни (15 часов)

(Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:
  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
  • Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

  • Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
  • Знакомство с экологическими проблемами своей местности и путями их решения (на примере утилизации мусора, экономного использования воды, энергии).
  • Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
  • Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений
  • Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков
  • Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями грибами и т.п.)..

Материалы, представленные на страницах сайта, созданы авторами сайта, размещены пользователями или взяты из открытых источников и представлены для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.  Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна. 

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся размещенных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, опубликовавшие материал на сайте. Если Вы обнаружили публикацию, размещенную с нарушением авторского права, сообщите о ней администрации сайта используя форму обратной связи.  Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. 



Please publish modules in offcanvas position.