• БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

"Этюды Карла Черни в репертуаре учащихся"

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Прикрепленные файлы:
Скачать этот файл (Гузяева  Microsoft Word.doc)Гузяева47 kB

«Этюды Карла Черни в репертуаре учащихся»

«Каково употребление, такова и польза»

Содержание:

1.Вступление.

2.Этюды ор. 299 и 740.

3.Школы стаккато, легато, украшений

4.Школы разной ступени виртуозности.

         Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом, из школы котороговышли такие музыканты- виртуозы, как Лист, Лешетицкий, Д`Альбер, Зилоти. Черни написал более тысячи произведений различных жанров, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, атакже фундаментальных методических трудов. Педагогический труд Черни – едва ли не самая обширная из когда-либо существовавших фортепианных школ, она содержит 600 страниц большого нотного формата. Этюды и упражнения К.Черни почти в течение полутора столетий эффективно служат пианистам для развития и совершенствования техники.

            Подавляющее большинство пианистов училось и учится в основном на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г.Гермером, на сочинениях из ор. 299 и 740. Эти этюды позволяют раскрыть точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а чёткая равномерная пульсация обуславливает столь же чёткие двигательные ощущения, прежде всего пальцевую ровность.

      «48 этюдов в форме прелюдий и каденций», ор. 161, подобно 4 тетради из популярной «Школы беглости», могут быть рекомендованы ученикам 6-7 классов детских музыкальных школ. Эти этюды отличаются лаконичностью. Как правило, они занимают не более одной  страницы. Партии обеих рук здесь равноправны, но типы фортепианного изложения в каждой из них часто различны.

    «Школа стаккато и легато», ор. 335 была задумана Черни как

продолжение «Школы беглости»; по степени трудности она действительно представляет собой следующую ступень после ор. 299.  «Школа стаккато и легато» призвана подготовить ученика к всевозможным видам фортепианного туше. В произведениях из этого опуса очень часто можно встретить ремарки legatoeleggiero, legatoeleggierissimo. Звуковому идеалу К.Черни была близка звучность изящная, лёгкая, но не легковесная, грациозный звук – в этом отчётливо сказалась его близость  к венской фортепианной школе.

      «40 ежедневных этюдов», ор. 337 могут быть рекомендованы ученикам последнего класса детской музыкальной школы (ДМШ), а также студентам первого курса типы фортепианной фактуры и, в частности,  виды техники,  подкладыванием первого пальца - всевозможные диатонические и хроматические гаммы, арпеджио. В соч. 337 входят этюды на двойные ноты, репетиции, скачки на октавно-аккордовую технику, тремоло. Изучая какой-либо этюд из соч. 337, ученик имеет возможность овладеть несколькими видами  фортепианного изложения.

      «Школа украшений, форшлагов, мордентов и трелей», ор. 335

соответствует возможностям студентов музыкальных училищ. Само название опуса раскрывает целенаправленность сборника; со свойственной ему тщательностью  Черни здесь разработал различные типы украшений в разнообразных фактурных и динамических вариантах. Подобного сборника мы не найдем ни у одного из авторов первой половины позапрошлого века. Некоторые сочинения в данном опусе весьма необычны по фактуре. В самом деле, не так часто можно встретить этюды, в основе которых, например, лежат последования форшлагов, непрерывно разрабатываемых на протяжении всего произведения, или форшлаги, образующие арпеджированные аккорды. А также скачки с форшлагом.

       «Школа виртуозности», ор. 365 занимает одно из центральных мест в этюдном наследии К.Черни и может быть рекомендована тем, кто занимается в старших классах специальных музыкальных школ, а также студентам 3-4 курсов музыкальных училищ. В оценке этого сборника нельзя не согласиться с одним из его редакторов К.Кюнером, справедливо считавшим, что в ор. 365 сосредоточен чрезвычайно богатый в техническом отношении материал и что здесь с особенной яркостью реализован педагогический опыт Черни.

        Одна из причин исключительной эффективности этюдов ор. 365

заключается в том, что в данном сборнике Черни почти все сочинения требуют мены позиции рук с широкой на узкую.  Ряд этюдов приобщает к  технике переключения, причем новая техническая формула обычно  дана в  иной, по сравнению первоначальной, тональности. Этот метод  способствует развитию гибких моторных навыков пианиста; впоследствии он нашел большое применение в сборниках упражнений Таузига и Листа.

         «Школа для левой руки», ор 399  благодаря изучению этюдов (или

«больших упражнений», как назвал автор) из этого опуса, исполнитель может компенсировать то несколько одностороннее развитие техники,  которое он получает, работая над наиболее распространенными этюдными сборниками Черни- ор.299 и ор.740, где предпочтение часто отдается правой руке, а левой отводится роль аккомпанемента. Предложенные этюды воспитывают  виртуозный размах и значительную техническую выдержку.

      «Ежедневные пальцевые упражнения» ор.802 можно рекомендовать студентам музыкальных училищ. В ор.802 технические проблемы дифференцированы по тетрадям. Впервой – пианист найдет редко встречаемые в других сборниках Черни упражнения на растяжение.

Вторая тетрадь посвящена развитию техники двойных нот в различных фактурных ситуациях. Упражнения из третьей тетради разносторонне подготавливают к овладению октавно-аккордовой техникой. Эти произведения могут служить хорошим подспорьем для подготовки к произведениям зарубежных романтиков.

          «Высшая ступень виртуозности», ор.834  предназначена для совершенствования исполнительских навыков сравнительно продвинутых в техническом отношении пианистов. На примере этого опуса можно лишний раз убедиться в том, что в понятие «Высшая ступень виртуозности» у Черни входит не одна лишь механическая беглость и ловкость пальцев, а владение искусством артикуляции, разнообразными динамическими красками.

         Многие учащиеся при освоении сочинений Черни заняты в основном

техническими проблемами в узком понимании этого слова.

         Ни артикуляционным, ни динамическим задачам должно уделяться внимания не уделяется; тем самым не только значительно обедняется смысл и назначение этюдов Черни, но и по существу неполноценно решается  поставленная композитором фактурная проблема, ибо работа над  произведением протекает механически, без активизации слуха.

         Не может удовлетворить и темп, в котором обычно играют этюды Черни. Они приобретают другую окраску и даже иной характер, если их исполнять в темпе, задуманном автором,- только тогда этюды становятся искрящимися виртуозными произведениями. Несомненно, что большую пользу принесет технически совершенное овладение легким этюдом, нежели игра сложного сочинения в явно замедленном по сравнению с авторским указанием темпе.     

 Эпиграф «Каково употребление, такова и польза» Черни предпослал своей фундаментальной «Школе», ор.500. это афористическое  высказывание можно отнести к любому из сборников его произведений; полезно вспомнить о нем и каждому учащемуся, работающему над этюдными сочинениями.

         Творчество Черни – блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда – еще во многом и для нас, современных исполнителей, продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков,

является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством и постоянного совершенствования в этом сложнейшем виде искусства.

Использованная литература:

   ♫   Черни К. Малая теоретико-практическая фортепианная школа, ор. 584, Пер. К. Арнольда. СПб. Гольц, 1842.

    ♫  Черни К. Письма, или Руководство к изучению игры на фортепиано. СПб., 1842.

  ♫    статья Нины Терентьевой.

Tags:

Материалы, представленные на страницах сайта, созданы авторами сайта, размещены пользователями или взяты из открытых источников и представлены для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.  Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна. 

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся размещенных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, опубликовавшие материал на сайте. Если Вы обнаружили публикацию, размещенную с нарушением авторского права, сообщите о ней администрации сайта используя форму обратной связи.  Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. 



Please publish modules in offcanvas position.