• БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Формирование учебно-познавательных компетенций школьников через систему краеведческой деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

          По словам Сергея Михалкова, «не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем…», действительно, это невозможно без знания истории, культуры, обычаев и традиций своей Малой Родины.

     Располагая достаточными информационными ресурсами, богатым фондом видео- и аудиоматериалов,   мною систематизирован многолетний опыт работы на тему: «Формирование учебно-познавательных компетенций школьников через систему краеведческой деятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС».

   Ученику, живущему в информационной среде, малоинтересны традиционные уроки, внеклассные мероприятия с устаревшими технологиями. Поэтому стараюсь идти   в ногу со временем, совершенствовать свои методы работы, использовать современные эффективные технологии.

   Считаю свой опыт в данном направлении очень актуальным, так как изучение краеведения в МБОУ «Шолоховская гимназия» является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему. Таким образом, краеведение играет существенную педагогическую роль в гражданско-патриотическом, нравственном, эстетическом, экологическом, политическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Инновационная особенность заключается в формировании учебно-познавательных компетенций школьников, интеграции между учебной и воспитательной деятельностью гимназии и обеспечении метапредметных связей в рамках ФГОС.

     Использование региональных материалов на уроках русского языка даёт  блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассной деятельностью. Я подбираю для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: диалектизмы и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в Донском крае, языковые особенности произведений М.А.Шолохова. Обращение к местному языковому материалу даёт мне возможность проведения интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков - виртуальных путешествий.
     Поскольку в школьных учебниках русского языка даются ограниченные сведения о русских народных говорах, о диалектной лексике, неисчерпаемым источником материала для этого является составленный учащимися 5-7 классов «Словарь казачьих слов», отражающий местные языковые  черты, своеобразие  региональной лексики.

     При изучении имён собственных обращаюсь к топонимике, ведь   станицы, урочища, улицы - всё имеет свое неповторимое имя: Дон, Вёшенская…

    Ученики работают с текстами произведений М.А.Шолохова, графически объясняют написание орфограмм, находят контекстные синонимы и антонимы, просторечные слова, церковную лексику, диалектизмы, фразеологизмы, определяют типы простых и сложных предложений, находят прямую и косвенную речь, составляют схемы предложений, проводят пунктуационный разбор предложений. На уроках русского языка также работаем с детьми и над синтаксисом шолоховского повествования. Система работы по лексике, фразеологии и синтаксису представлена в моей программе «Лексическое и синтаксическое богатство языка «Донских рассказов» М.А.Шолохова», напечатанной в учебно-методическом пособии «Культуроведческий аспект обучения и воспитания в системе факультативных занятий и элективных курсов по русскому языку» под общей редакцией Т.И.Павловой. Ростов- на-Дону. Издательство РИПК и ППРО, стр.55-61.

   На   консультациях к экзамену в 9, 11 классах задания составляю также на основе отрывков из произведений М.А.Шолохова. Ребята определяют основную мысль, стиль и тип речи, пишут изложения, сочинения-рассуждения.    

     Эти образцы художественного слова использую и на уроках литературы. Ребята находят в произведениях М.А.Шолохова изобразительно-выразительные средства языка, тропы, пословицы и поговорки, дают характеристику героям, их поступкам, определяют роль природы в произведениях нашего земляка. Опыт моей краеведческой деятельности по литературе систематизирован в муниципальной программе «Шолоховская онтология», в разработке которой в составе творческой группы я приняла участие. Программа напечатана в методическом журнале «Практические советы учителю» № 10(191), стр.26-27. Издательство Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2014 г.

     В реализации регионального компонента образования на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время важное место занимает, с моей точки зрения,  проектная деятельность учащихся, проведение исследовательской работы по изучению краеведческого материала. Использование данной эффективной образовательной технологии даёт положительные результаты, так как стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт. Кроме того,  авторы проектно-исследовательских работ  постоянно участвуют в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, занимая призовые места, ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ученика, его семьи, известных людей, улицы, на которой он проживает, станицы, района.

     Так, начиная с 5-го класса, дети включаются в создание проектов различных видов на основе используемых инновационных технологий:

-                    5 класс – проект «Фольклор станицы Вёшенской» (результат: банк пословиц, поговорок, загадок, песен, частушек, сказок, основанный на местном материале);

-                    6 класс - проект «История улицы, на которой я живу» (результат: исследовательские работы по данной теме);

-                    7 класс – проект «Воспоминания жителей станицы Вёшенской о М.А.Шолохове» (результат: оформление альманаха);

-                    8 класс – проект « Достопримечательные места станицы Вёшенской» (результат: виртуальные экскурсии);

-                    9 класс – проект «Знаменитые люди района» (результат: буклеты «Я знаю, я горжусь»).

     В рамках реализации моей Программы «Наш край Донской – жемчужина России» учащиеся 10-11 классов участвуют в реализации проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Старшеклассники в начале года получают индивидуальные задания для реализации данного проекта, в течение учебного года подбирают соответствующий краеведческий материал, оформляют его и представляют на конференциях различных уровней.

Также мною созданы творческие группы учащихся 5-11 классов по направлениям: 1)лекторская группа; 2)поисковая группа; 3)оформительская группа; 4)исследовательская группа.

     Для учащихся 5-11 классов мною разработана и апробирована инновационная программа краеведческой деятельности «Наш край Донской – жемчужина России», которая систематизирует работу не только учителей русского языка и литературы, краеведения, но и истории, биологии, географии, технологии, изобразительного искусства.

Инновационной особенностью своей программы, способствующей формированию учебно-познавательных компетенций школьников через систему краеведческой деятельности, считаю сотрудничество с Государственным музеем-заповедником М.А.Шолохова.

«Изюминкой» нашей совместной деятельности является интерактивная методика, с помощью которой через творчество, самодеятельность, игру, через соприкосновение с музейными предметами происходит познание детьми окружающего мира. Совместно с сотрудниками музея были подготовлены и проведены интерактивные занятия: «Тайна донских курганов» (для 5-8 классов), «Путешествие по донскому краю» (для 9-11 классов). Также мои дети активно участвуют в различных мероприятиях, проводимых сотрудниками музея: «Обучение в старой школе», «Изготовление глиняной посуды на Верхнем Дону», «Роспись деревянной ложки (с использованием вёшенского узора- лазоревые цветы)», «История донского костюма», «Воспитание в семьях казаков», «В гостях у донских мастеров», « Казаки – доблестные защитники России», «Святки на Дону: Рождество, Старый Новый год, Крещение». Также в рамках сотрудничества с музеем М.А.Шолохова мы с учащимися участвуем в культурно-образовательном проекте «Музей в музее», посещаем все «привозные» выставки в Народном доме.

Самой яркой и постоянно развивающейся формой внеурочной работы с детьми является подготовка и участие во Всероссийском литературно-фольклорном празднике «Шолоховская весна»: художественное чтение отрывков из произведений М.А.Шолохова, стихотворений местных поэтов о донском крае, инсценирование отрывков из произведений писателя-земляка.

На протяжении многих лет тесно сотрудничаю с организациями дополнительного образования и воспитания детей: районной библиотекой, Центром внешкольной работы, Центром психолого-педагогической помощи населению в рамках краеведческой деятельности (проведение совместных мероприятий, конкурсов, проектов).

     Составление районной «Книги памяти» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - тоже один из методов, который заинтересовал ребят, потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Многие родственники погибли, некоторые пропали без вести, поэтому дети берут интервью у родственников , затем по правилам оформления исторических документов оформляют странички «Ветеран в моей семье» для «Книги памяти» как дань глубокого уважения к светлой памяти воинов, ценою жизни отстоявших свободу и независимость нашей Родины» .

К моменту окончания гимназии у выпускников формируются социально значимые качества личности в соответствии с моделью:

Изучение краеведения способствует формированию учебно-познавательных компетенций, развивает исследовательские, аналитические способности, творческое мышление и коммуникативные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, что позволяет учащемуся успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.  

   Краеведение помогает мне осуществить комплексный подход: сочетание лингвистического, исторического, литературного, географического, экологического и биологического направлений. Интеграция предметов на основе краеведения вносит инновационный характер и отмечается высокой результативностью моего педагогического опыта.

Материалы, представленные на страницах сайта, созданы авторами сайта, размещены пользователями или взяты из открытых источников и представлены для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.  Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна. 

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся размещенных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, опубликовавшие материал на сайте. Если Вы обнаружили публикацию, размещенную с нарушением авторского права, сообщите о ней администрации сайта используя форму обратной связи.  Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. 



Please publish modules in offcanvas position.