• БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Создание ситуации успеха на уроках английского языка

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в сотрудничестве.

Сотрудничество – основа общения, обеспечивающего самореализацию в условиях взаимодействия с другими людьми, что приводит к достижению общих целей и результатов. По определению Г.К. Селевко «педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности». В «педагогике сотрудничества» выделяют целевые ориентации: 1) переход от педагогики требований к педагогике отношений; 2) гуманно-личностный подход к ребенку; 3) единство обучения и воспитания.

Организация обучения в сотрудничестве имеет много положительных сторон. Выяснено влияние учебного сотрудничества на появление изменений в личностном развитии учащихся; в мотивационной сфере - появляется желание утвердиться в коллективе, завоевать авторитет, проверить свои знания и умения, доказать свои учебные возможности; проявляется потребность в общении и готовности правильно оценивать свои поступки, поступки других людей и результаты своей деятельности; в эмоциональной сфере - развивается чувство сопереживания, появляется уверенность и надежность, исчезает безразличность, улучшается психологический климат в группе; в волевой сфере - формируются целеустремленность, активность, инициативность, организованность, настойчивость; в сфере саморегуляции - совершенствуются самоконтроль и самооценка; формируется умение оценивать себя с разных точек зрения в зависимости от места и функции в совместной деятельности; умение соотносить свое поведение с поведением других людей; в интеллектуальной сфере - развиваются активность, критичность, гибкость мышления, воображение.

Существуют различные варианты организации обучения в сотрудничестве.

Так, Е.С. Полат предлагает наиболее интересные варианты этого метода обучения: обучение в команде, метод «пила», «Учимся вместе», исследовательская работа учащихся в группах (метод проектов).

Основная идея всех вариантов:

• общность цели и задач;

• индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;

• накопительная оценка (построение собственного рейтинга);

• свободное общение в группе;

• свободное общение с преподавателем.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Одним из наиболее эффективных вариантов реализации педагогического сотрудничества при обучении иностранному языку в нашей школе является проектная деятельность учащихся (это фрагменты уроков Ким С.А. и Агеевой Т.А.) и обучение в команде (фрагмент Юдиной А.Н.).

Поговорим подробней об этих методах.

Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Ценность метода проектов для учебного предмета «Иностранный язык» заключается в следующем:

– создаются необходимые условия для использования иностранного языка как средства общения при решении общей задачи, что способствует развитию коммуникативной компетенции;

– содержанием проектов является культура страны изучаемого языка, что способствует формированию социокультурной компетенции;

– развиваются навыки исследовательской познавательной деятельности (анализ литературы, сбор и обработка информации, формулировка гипотезы, поиск путей решения проблемных задач);

– обеспечивается автономность учащегося в обучении, формируются умения осознанной самостоятельной учебной деятельности, потребности в самообразовании и саморазвитии;

– обеспечиваются условия для формирования информационной компетенции учащихся (поиск, прием, преобразование, критическое осмысление и передача информации, владение телекоммуникационными технологиями).

Работу по реализации проектной деятельности необходимо строить согласно определенным требованиям и методическим принципам. К организации образовательных проектов предъявляются следующие требования:

1) проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания;

2) учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна быть целесообразной;

3) работа учащихся должна быть осмысленной, активной и самостоятельной;

4) содержательная часть проекта должна быть структурирована с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе проекта.

На уроках иностранного языка мы часто применяем учебные проекты так, как на их разработку требуется меньшее количество времени и они, небольшие по объему. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. В нашей практике распространены и исследовательские проекты, с которыми вы познакомитесь чуть позже. Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Задача учителя: добиваться выполнения передачи точного конкретного содержания проекта. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися.

Следующий метод, который реализуется в нашей практике - Обучение в команде (StudentTeamLearning)

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной проблемы.

Метод обучения в команде сводится к трем основным принципам:

– «награды» (team rewards) – команда получает одну на всех «награду» в виде балльной отметки, сертификата, диплома и других видов оценки совместной деятельности;

– индивидуальная (персональная) ответственность (individual accountability) – успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена, это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

– равные возможности для достижения успеха – каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами, что позволяет обучающемуся чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную планку.

Методика обучения в сотрудничестве отвечает личностно-ориентированному подходу, так как предполагает рефлексию, избирательность, ответственность, автономность обучающегося. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта обучающегося. Этот метод предполагает постоянное самообразование и саморазвитие обучающихся. В его основе лежит деятельностный подход, так как совместная деятельность есть суть метода. Целью обучения являются не предметные знания, а компетенции, причем не только коммуникативная, а все в комплексе.

Материалы, представленные на страницах сайта, созданы авторами сайта, размещены пользователями или взяты из открытых источников и представлены для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.  Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна. 

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся размещенных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, опубликовавшие материал на сайте. Если Вы обнаружили публикацию, размещенную с нарушением авторского права, сообщите о ней администрации сайта используя форму обратной связи.  Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. 



Please publish modules in offcanvas position.