• БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Рабочая программа учебного предмета биология 5 класс по программе Пономаревой.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

                                            Бутурлиновский муниципальный район.

           Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Филиппенковская основная                                                             общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №   от« »____2016 г.

Руководитель:

____________

Утверждаю. Директор школы

Дятлова В.Е.

Приказ №___________

от«_ »________ 2016г.

_____________

Рабочая программа

учебного предмета

                                                                     БИОЛОГИЯ

                      5 класс

                                                      Составитель : учитель                                                                      биологии

                                              Чалый Николай Степанович

                                                                с. Филиппенково

                                                                 2016-2017 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

 •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса.

Тема 1. Биология – наука о живом мире.(10  ч).

Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Демонстрации

  1. Приборы и оборудование.
  2. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
  3. Схемы и видеоматериалы о делении клетки
  4. Микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы

  1. Изучение строения увеличительных приборов.
  2. Знакомство с клетками растений.

Экскурсия

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «царства живой природы»

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника — наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

  1. Знакомство с внешним строением растения.
  2. Наблюдение за передвижением животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

—строение, разнообразие и распространение лишайников.

— признаки царств растения и животные.

— значение растений и животных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям, грибам, растениям, животным, вирусам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий, грибов, растений, животных в природе и жизни человека.

— определять наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;

—следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)

Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.

Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные свойства и условия жизни водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания;

—факторы среды обитания: биотические, абиотические, антропогенные;

—влияние экологических факторов на живые организмы;

—примеры приспособлений организмов к условиям среды;

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания»;

—анализировать связи организмов со средой обитания;

—характеризовать влияние деятельности человека на природу;

—анализировать и сравнивать экологические факторы.

— приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания (по фотографиям, гербариям т.п.).

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной лит.

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта

— создавать модели для понимания закономерностей;

—устанавливать причинно-следственные связи;

—владеть смысловым чтением;

Тема 4 . Человек на планете Земля (4 часа ).

Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )

Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

основные признаки отличия между древним и современным человеком.

Историю влияния человека на природу.

Редкие растения и животных своей местности.

Причины сокращения численности растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

Выявлять действие антропогенных факторов в природе.

Объяснять причины сокращения численности животных и растений на земле. Применять знания о правилах охраны природы в своих поступках.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— получать биологическую информацию из различных источников.

Тематическое планирование

Класс 5

Учитель:  Чалый Николай Степанович.

Количество часов по учебному плану: 35  (1 час в неделю)

Плановых лабораторных работ: 4. Контрольных работ – 4.

Рабочая программа по биологии  составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями)

- примерной программы по  учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения)

- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Филиппенковская ООШ

- учебного плана МКОУ ФилиппенковскаяООШ  на 2016-2017 учебный год

- положения о рабочей программе учебного предмета  МКОУФилиппенковская ООШ;

- авторской программы  И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

- перечня учебников, утверждённых МКОУ Филиппенковская ООШ на 2016-2017 уч. год;

- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.


 Календарно-тематическое планирование.

уро-ка

Тема уроков Основное содержание.

Характеристика основных видов деятельности.

Планируемые

результаты (УУД)

Дата  
Личностные Метапредметные Предметные План Факт  
Тема 1. Биология-наука о живом мире (10 часов)  
1 Наука о живой природе. Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма. Понятия.Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

Личностные - мотивация обучения

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

– перечислять отличительные свойства живого;  
2 Свойства живого Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений.Понятия. Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость,подвижность, размножение

Презентация « Свойства живого», Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

‒ познание себя, формирование адекватной самооценки;

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

– перечислять отличительные свойства живого;

 
3 Методы изучения природы. Изучение устройств увеличительных приборов.Понятия. Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Коммуникативные - умение  выполнять письменные задания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;  
4 Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов» Изучать  живые объекты по предложенному плану. Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. -характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;  
5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма.Понятия. Лупа, микроскоп Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с  правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Личностные- оценка содержания материала.

Регулятивные-целеполагание.

Общеучебные-поиск и выделение информации

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.  
6 Строение клетки. Ткани. Формирование представлений о химическом составе клеток. Понятия.Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям. - развитие познавательных мотивов учебной деятельности

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять основные части клетки;  
7 Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради. - осознание обучающимися цели и мотивов учебной деятельности;

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.  
8 Химический состав клетки.

Основные процессы в живой клетке. Размножение клетки путём деления.

Взаимосвязанная работа частей клетки, как целостной живой системы ‒ биосистемы.Понятие.Неорганические и органические вещества

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

-иметь представление об элементарном химическом составе клетки  
9 Процессы жизнедеятельности клетки. Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии.Понятие. Обмен веществ, деление клетки, клетка Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание  в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

-оценка содержания материала.

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

- иметь представление об основных процессах жизнедеятельности  клеток растений.  
10 Подведем итоги.Контрольная работа №1 по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».

.Понятие.:живые клетки тела, вещества.

Защита проектов

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся при защите проекта.

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– понимать смысл биологических терминов  
Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)                  

11

(1)

Царства живой природы.

Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел) – класс –отряд (порядок) – семейство – род – вид .Аристотель,

Карл Линней, Чарльз Дарвин,

Владимир Иванович

Вернадский Формирование представлений о значении классификации живых организмов для

их изучения

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. - познание себя, формирование адекватной самооценки;

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

– определять роль в природе различных групп организмов;

 

12

(2)

Бактерии: строение и жизнедеятельность Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. Иметь представление о болезнетворных бактерия и методах борьбы с ними. Роль бактерий в природе и жизни человека. Понятие.Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности  бактерий как прокариот. -развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

Применять полученные знания на практике.  

13

(3)

Значение бактерий в природе и для человека. Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природыПонятие.. бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, размножение бактерий

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять роль в природе различных групп организмов;

 

14

(4)

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты. Понятие.Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные

Отчёт по л\р

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы означении растений в жизни человека

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

– определять роль в природе различных групп организмов;

 

15

(5)

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении  движения для животных. Понятие.Простейшие, гетеротрофы, млекопитающие, позвоночные, беспозвоночные  .

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.Понятие.Распознают одноклеточных и многоклеточных животных. Характеристика простейших. Сравнивают строение тела амебы с клеткой эукариот, делают выводы..

Отчёт по л\р

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при маломувеличении.

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

– определять роль в природе различных групп организмов;

 

16

(6)

Грибы.

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.Понятие. Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические-  анализ объектов с целью выделения признаков.

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.  

17

(7)

Многообразие и значение грибов Формирование представлений о грибах как представителях царства грибов, обладающих признаками  животных.Понятие. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении Одноклеточные грибы ‒ дрожжи. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять роль в природе различных групп организмов;

 

18

(8)

Лишайники. Формирование представлений о лишайниках,как представителях объединяющих признаки растений и животных.Понятие Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. - развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 

19

(9)

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами.Понятие.Биологическая защита урожая, сорта растений и породы животных, лекарственные растения

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

20

(10)

Подведем итоги .Контрольная работа №2 Формирование представлений об особенностях водной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоениюучебного материала.

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

– понимать смысл биологических терминов  
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)  

21

(1)

Среды жизни планеты Земля.

Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.Понятие. Среда обитания. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 

22

(2)

Экологические факторы среды.

Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. Понятие.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

- иметь представление о различных группах экологических факторов.  

23

(3)

Приспособления организмов к жизни в природе

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты. Понятие.Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;  

24

(4)

Природные сообщества.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 

25

(5)

Природные зоны России. Формирование представлений о видах различных материков. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях материка.Понятие. Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 

26

(6)

Жизнь организмов на разных материках. Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.Понятие. Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Личностные- мотивация обучения.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 

27

(7)

Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».Понятие.Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности; Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 

28

(8)

Подведем итоги.Контрольная работа №3 по теме: «Среда обитания живых организмов». Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. Защита проекта «Земля-наш общий дом», отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция  (способность к преодолению усилий) – понимать смысл биологических терминов  
Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов).  

29

(1)

Как появился человек на Земле. Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.Понятие. Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец

Выделять основные стадии становления  человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человекав природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительногоисторического развития.

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов

– определять роль в природе различных групп организмов;  

30

(2)

Как человек изменял природу. Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.Понятие.Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. - познание себя, формирование адекватной самооценки; Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации – объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.  

31

(3)

Важность охраны живого мира планеты. Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.Понятие. Охрана природы. Виды (исчезающиередкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки)

Презентация « Красная книга Воронежской области»

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Личностные- мотивация обучения

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

 

32

(4)

Сохраним богатство живого мира. Защита проектов «Человек и природа» Систематизация знаний по темам курса 5 класса.Понятие.. Опустынивание

Защита проекта

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

‒ развитие познавательных мотивов учебной деятельности. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.
 

33

(5)

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» Фиксирование природных явлений. Формулирование выводов. Систематизация  знаний о многообразии живого мира. Соблюдение правил поведения в природе. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. - анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. Логические –анализ объектов живой природы – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;  

34

(60

Итоговый урок

Контрольная работа № 4.

Использование знаний об общих свойствах

живых организмов для аргументированного

ответа. Составлять схемы. Завершать предлагаемый текст, вписывая внего соответствующие понятия.

К/р №4 -развитие познавательных мотивов учебной деятельности.  

35

(7)

Задания на лето. Использование знаний  об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приведение примеров , методов изучения живых организмов. Проверка правильноститеоретических выводов. Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности - осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;  
                                       

Итого  35  часов .

Материалы, представленные на страницах сайта, созданы авторами сайта, размещены пользователями или взяты из открытых источников и представлены для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.  Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна. 

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся размещенных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, опубликовавшие материал на сайте. Если Вы обнаружили публикацию, размещенную с нарушением авторского права, сообщите о ней администрации сайта используя форму обратной связи.  Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. 



Please publish modules in offcanvas position.